Варава Олеся Александровна ,МКДОУ ЗАТО Знаменск ДС № 9 Аленький Цветочек
Экологический проект в средней группе "Наш друг- природа"
Сегодня 00 [чт]
Экологический проект в средней группе Вид проекта: информационно-творческий. Участники: дети 4-5 лет, воспитатели, родители. Срок реализации проекта: долгосрочный. Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу? Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира. Задачи: 1) закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края; 2) развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности; 3) воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира. Ожидаемые результаты проекта. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности. Этапы проекта. 1 этап – подготовительный. Выявление проблемы. 2 этап – основной. Организация совместной работы детей и педагога над проектом. 3 этап – заключительный. Подведение итогов. Презентация проекта. Реализация проекта. Непосредственно – организованная деятельность. НОД №1 «Царство животных». Приложение 1. Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком). НОД № 2 «Царство растений». Приложение 2. Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком). Совместная деятельность по художественному творчеству «Будь природе другом!» (Рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе). Приложение 3. Чтение художественной литературы после сна. Загадки о растениях и о животных. Приложение 4 Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Приложение 5 Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому. Приложение 6 Дидактические игры. Приложение 7 Физкультминутки. Приложение 8 Презентация проекта. Выставка детских работ «Будь внимателен и осторожен к природе!»
Приложение 1. Непосредственно образовательная деятельность «Царство животных». Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком). Ход занятия. Воспитатель: - Дети, мы с вами в течение года познакомились с множеством сказок, побывали во многих царствах - государствах; а, сегодня, мы с вами познакомимся с удивительным царством. - Давайте закроем глаза и перенесемся в волшебную страну – царство животных: вот мы видим белочку, прыгающую с веточки на веточку, а, вот утка, переваливаясь с боку на бок, ведет своих утят на купание, крот роет землю, рыжая лисица притаилась - за кем-то охотится, мишка - косолапый проснулся от зимней спячки и сосет лапу, зайчата играют в чехарду. - Вдруг, прилетела злая волшебница и заколдовала все царство, но один зайчик убежал и просит вас помочь обитателям этой страны. Поможем? Ответы детей: - Да, поможем! Воспитатель: - Злая волшебница сломала стрелки. Беда случилась - волшебные часы, на которых надо правильно указать – какое сейчас время года. Обитатели не знают – какое сейчас время года: то снег пойдет, то ливень, а то, невыносимая жара, то листопад начинается. Толи медведю спать ложится, толи птицам гнезда вьют или на юг улетать, толи белкам и ежам корм на зиму запасать. Давайте, ответим на этот вопрос. Воспитатель раздает детям круги, которые разделены на 4 части, каждая обклеена разной цветной бумагой (белой - зима, желтой - осень, зеленой - весна, красной - лето). Воспитатель: - С первым заданием вы справились. Молодцы. Дети, а какое сейчас у нас время года? Ответы детей: - Весна. Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Путаница». Среди животных есть такие, которые живут с человеком, а есть те, которые не должны жить с ним. Вот злая колдунья перепутала все, и они заблудились и просят, чтобы мы с вами им помогли найти свои домики. (Воспитатель ставит перед каждым ребенком: домик, деревья, льдина). Воспитатель: - Дети, а животные, которые живут с человеком, как мы их называем? Ответы детей: - Домашние. Воспитатель: - А животные, которые не живут с человеком? Ответы детей: - Дикие. Физкультминутка «Три медведя». Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку). Папа был большой-большой (поднимают руки над головой). Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди). А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают). С погремушками ходил Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками). Проводится 2-3 раза. Воспитатель: - Представьте себе, а если у нас корова отбилась от стада и вечером не вернулась домой к своей хозяйке. Та вместе с соседями искала ее, но смогла найти только на третий день. Корова была изранена, напуганная. - Как вы думаете, что могло случиться с коровой, если бы ее не нашла хозяйка? Смогла бы она выжить в лесу одна без человека. Ответы детей: - Нет, не смогла бы выжить. Воспитатель: - Охотник нашел волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из них он принес домой, пока волчонок был маленьким, дети с ним играли, а когда вырос, хозяин испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы думаете, что произойдет с волком, выращенным среди людей, когда он снова окажется в лесу? Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и почему? Ответы детей: - Нет, не смогли бы выжить в лесу. Воспитатель: - Правильно, животные, которые рождаются в природе (например, в лесу) и растут в ней – им не нужен человек. Они существуют по своим правилам и законам. А если человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда – животное погибает. Вот поэтому мы с вами поселили диких животных в лес, а домашних в дом. Воспитатель: - Дети, а вот злая волшебница сделала так. Животные, какие живут в жарких странах, попали на Север, а животные с Севера – в тропический лес. Нужно помочь животным вернуться к себе домой. - Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он выжить там? Почему нет? Ответы детей: - Он перегреется – у него слишком теплая шкура и большой слой подкожного жира. Он не сможет охотиться – его отовсюду будет видно и в саване нет животных, на каких он охотится. Воспитатель: - А, если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить? Ответы детей: - Он замерзнет – его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет охотиться – он заметен на белом снегу. Воспитатель: - А зебра? А слон? Ответы детей: - Нет. Воспитатель: - Дети, но злая колдунья некоторых животных заколдовала и их нужно расколдовать. Возьмите разрезные картинки, которые лежат перед вами. Нужно соединить их и посмотреть, что за животные перед вами, и назвать их. Перед детьми лежат пазлы-животные, нужно их собрать. Воспитатель: - Молодцы, все справились с этим заданием. Мы помогли царству животных, но зайчик никак не может вернуться обратно. Перед нами мостик, колдунья его заколдовала. Нужно каждое бревнышко расколдовать. - Слушайте внимательно, правильно отвечайте на вопросы, тогда мы поможем зайчику и расколдуем бревнышки. 1. Сколько раз в году зайчик меняет цвет? (2) 2. Щука – это птица? (Нет). 3. Большая рыба с усами? (Сом). 4. Какая птица не выводит своих птенцов? (Кукушка). 5. Самая маленькая бабочка, которая портит одежду в доме? (Моль). 6. Жилище муравьев? (Муравейник). 7. Лохматые любители меда? (Медведи). 8. Кто носит своих детенышей в сумке? (Кенгуру). 9. Мелкие летающие «кровососы». (Комары). 10. Объясните название «Красная книга». Воспитатель: - Молодцы! Все бревнышки правильно расколдовали, потому что правильно ответили на все вопросы. Дети, но зайчик боится идти через мостик. Давайте узнаем, кого же он боится. Воспитатель читает стихотворение. Я боюсь. Я боюсь волка и кукушки. Я боюсь, я боюсь жабы и лягушки. Поглядите, как дрожат ушки на макушке. Я боюсь, я боюсь муравья и мушки, и ужа, и ежа, и чижа, и стрижа. Воспитатель: - Каких животных испугался зайчик? Ответы детей: - Волка, ежа. Воспитатель: - Каких птиц? Ответы детей: - Кукушки, стрижа, чижа. Воспитатель: - Каких насекомых? Ответы детей: - Жабу, лягушку, мушку, муравья, ужа. Воспитатель: - Молодцы. Зайчик, беги, не бойся никого, мы прогнали всех, беги в царство животных, где мы помогали всем ее обитателям, Вот заканчивается наше путешествие в царство животных, давайте закроем глаза, вокруг себя повернись – и вот мы снова с вами в группе. Приложение 2. Непосредственно образовательная деятельность «Царство растений». Цель: Через познавательную активность детей подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. Воспитывать любовь к природе. Ход занятия. 1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое». 2. Постановка темы и задач. Воспитатель: - Ребята, сегодня мы познакомимся с «Царством растений». Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Царстве растений»? - А что же такое растение? Это живое существо или нет? (Дискуссия детей, подвести к пониманию того, что растения это живые существа, они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света). - Где живут растения? Ответы детей: - В лесу, на полях, в водоемах. Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и сухо. Воспитатель - Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и цветы … Что же будет? (Дискуссия детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить). А почему? Ответы детей: - Потому-что не будет кислорода и мы не сможем дышать. Воспитатель: - Так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли. - А что нужно растениям для нормального роста и развития? Ответы детей: - Вода, воздух, солнечный свет. Воспитатель: - Но не только это, а что же ещё? Ответы детей: - Ещё нужна плодородная земля-почва. Воспитатель: - Но почва везде разная. Там где она плодородная, то есть богата питательными веществами-там растут здоровые растения, а на бедной, скудной-чахлые, слабые! Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки ), и пока не собран урожай люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые живут только при участии человека, называются культурными растениями. Показ картинок. Воспитатель: - Где растёт это растение? Ответы детей: - В огороде, в саду, в поле, комнатное растение, на клумбе. Физкультминутка «Листочки» Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (присесть) Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть) - А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля ухаживает человек? (дискуссия детей). - Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по себе и называют их дикорастущими. Выживать им помогает «Матушка-природа». Ветер разносит семена, а когда они попадают в благоприятную почву - прорастают, растут и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят своей красотой с бабочками, шелковистой травой. Показ дикорастущих цветов (эти цветы без участия человека, т.е. сами выросли на лугах, полях, лесу). Воспитатель: - Кто знает, как эти ягоды называются? Ответы детей: - Клюква, черника, малина, земляника. Воспитатель: - А кто же их посадил? Ответы детей: - Выросли сами Воспитатель: - Да, они тоже выросли сами и называются…(дикорастущие). - А люди приезжают в лес: отдохнуть, набраться сил, набрать грибов, ягод. - Дикорастущие растения живут по своим законам - им совсем не нужна помощь человека. Они приспосабливаются к условиям дикой природы сами. - А сейчас мы с вами будем решать непростые задачки. Ответьте на вопросы. - Что любому растению нужно, чтобы оно хорошо росло? Ответы детей: - Свет, влага, плодородная почва. - Долго ли проживёт растение, если оно проросло на неплодородной почве? Ответы детей: - Нет. Воспитатель: - Можем ли мы помочь таким растениям? Как? Ответы детей: - Пересадить в плодородную почву. Игра «Дикорастущие и культурные растения». (Назову дикорастущее растение-молчок, культурное-хлопок). Заключительная часть. Воспитатель: - Сегодня мы узнали, что в «Царстве растений» есть дикорастущие и культурные растения. Перед вами лежат перевёрнутые картинки с изображением дикорастущих и культурных растений. Вам надо их внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где оно растёт, в лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и культурные растения в удивительном «Царстве растений». (Дети смотрят, определяют, подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2-4 детей спросить, почему положили именно сюда). Итог: - Какие растения живут в нашем «Царстве растений»? Приложение 3. Художественное творчество «Будь природе другом!» Рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе. Воспитатель: - Ребята, сегодня ко мне из леса прилетела синца и сказала, что в лесу творится беспорядок. Пришел к нам в гости в лес Незнайка и не знает, как вести себя в лесу. Муравейники разоряет, ловит бабочек, слушает громко музыку, не смотрит под ноги, сделал себе рогатку. Давайте нарисуем рисунки и покажем Незнайке, что нельзя делать в лесу. Приложение 4. Загадки о растениях. Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать, Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать (Подснежник) (Мать-и-мачеха) Прячет цветок Белый цветок, Сладкий медок. Кислый цветок И в названье мед таиться В суп пригодиться, Узнаете? Зовут его…? (Медуница) (Кислица) В белой шапке стоит дед, На каком цветке гадают Если дунешь – шапки нет! Лепесточки обрывают? (Одуванчик) (На ромашке) Вдоль дороге у межи Зеленый плот В золотистой спелой ржи, По реке плывет, Словно синий глазок, На плоту – красавица. Смотрит в небо… Солнцу улыбается. (Василек) (Кувшинка) Из желтой точки Жаркий ветер дунул круто, Выросли листочки, Что за шарик он растряс? Белеют по кругу, Вся семья на парашютах Касаясь друг друга. Пролетела мимо нас. Такой цветочек (Одуванчик) Мне нравиться очень! (Ромашка) Появились бубенчики – Он стоит в одежке - Белые горошки. Как огонь на ножке. Распустились колокольчики Станет без одежки На зеленой ножке. Шариком на ножке. (Ландыши) (Мак) Лекарь вырос у дороги, Из-под снега вышел друг, Он больные лечит ноги. И весной запахло вдруг. (Подорожник) (Подснежник) На проталинке в лесу Стоит кудряшка - Первым встретил я весну. Белая рубашка, Я мороза не боюсь, Сердечко золотое. Первым из земли пробьюсь. Что это такое? (Подснежник) (Ромашка) Белые фонарики Каждый лист мой На зеленой ножке Любит тропки Я весной встретила У обочины дорог. На лесной дорожке. Но однажды людям добрым (Подснежник) Раны вылечить помог. (Подорожник) Зелена, а не луг, бела, а не снег, Кудрява, а без волос. (Береза) Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (Лес) Посадили зернышко – Вырастили солнышко. (Подсолнух) Разломился тесный домик На две половинки, И посыпались оттуда Бусинки - дробинки. Бусинки зеленые, Сладкие ядреные. (Горох) Вырос в поле дом – полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. И стоит новый дом на столбе золотом. (Колосок) Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими, нарядная, забавная, на Новый год я главная. (Елка) Мячики колючие, Очень приставучие. Их прицепит всем бездельник – Пакостный сорняк... (Репейник) Никак не могу понятья: Похожие кусты, как братья. А ягоды у них разные- чёрные, белые, красные. (Смородина) Она под осень умирает И вновь весною оживает Иглой зеленой выйдет к свету, Растёт, цветёт всё лето. Коровам без неё - беда: Она их главная еда. (Трава) Матушкой-весной Я в платьице цветном, Мачехой-зимой Я в саване одном (Черемуха) Низок да колюч, Сладок да пахуч, Ягоды сорвешь Всю руку обдерешь. (Крыжовник) Что за бусинка вот тут На столбе повисла? Глянешь - слюнки потекут, А раскусишь - кисло (Клюква) На полянке у дорожки – Красные горошки. Кто мимо пройдет – В рот себе их кладет (Земляника) Взял Ванюша туесок, Пошел Ваня во лесок. Видит: ягодка на кочке Укрывается листочком. – Что за ягодка такая, Словно небо, голубая? Ягодка шепнула тихо: – Я, Ванюша, (Голубика) Загадки о животных. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет. (Волк) Кто осенью холодной Ходит хмурый и голодный? (Волк) Зелёные мы, как трава, Наша песенка: "Ква-ква". (Лягушка) Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь. (Свинья) Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья) Живёт в норке, грызёт корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь) Мягкие лапки, А в лапках - цап-царапки. (Кошка) Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи! (Собака) Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова) Не мышь, не птица, в лесу резвиться, На деревьях живет и орешки грызет (Белка) Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины. И добротные плотины. (Бобры) Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (Хомяк) Зимой спит, Летом ульи ворошит. (Медведь) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрище. (Лиса) Летом, в болоте, вы её найдёте. Зелёная квакушка. Кто это? (Лягушка) Хвост крючком, нос пятачком. (Поросёнок) Не мышь, не птица, в лесу резвиться, На деревьях живет и орешки грызет (Белка) Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины. И добротные плотины. (Бобры) Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки На меня они глядят Молока они хотят. (Ежи) Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (Хомяк) Зимой спит, Летом ульи ворошит. (Медведь) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Носится весь день. Кто это? (Олень) Приложение №5 Пословицы и поговорки о растениях. Первый цветок ломает ледок. Весна красна цветами, а осень плодами. Где цветок, там медок. Цветы, что дети, уход любят. Хорош цветок, да скоро вянет. Аленький цветок бросается в глазок. На хороший цветок летит мотылек. И красивые цветики ядовитыми бывают. Где вода, там верба, где верба, там и вода. Дождешься, как от вербы яблок. От ивы яблоко не родится. Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме Даст небо дождь, а земля — рожь. Будет дождичек — будут и грибки. Шиповник - для здоровья клад Так в народе говорят. Из шиповника отвар- Ценный от природы дар. Пословицы и поговорки о животных. Собака лает, караван идет. Ворон ворону глаз не выклюет. Знает кошка, чье мясо съела. Доброе слово и кошке приятно. Гусь свинье не товарищ . Волка ноги кормят. Каждый сверчок, знай свой шесток. Цыплят по осени считают. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Соловья баснями не кормят. Яйца курицу не учат. Это - еж, его руками не возьмешь. Каждая жаба свое болото хвалит. Приложение №6. Стихотворение «Про всех на свете». Все – все, все на свете, На свете нужны, И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников, злых и свирепых Нужны все на свете! Нужны все подряд – кто делает мед И кто делает плохие дела У кошки без мышки, у мышки без кошки, Не лучшие делишки! И, если мы с кем – то не очень дружны, Мы все – таки очень друг другу нужны. А если нам кто – ни будь лишним покажется, То, это конечно, ошибкой окажется! Все – все, все на свете, на свете нужны. И это все дети запомнить должны. Б. Заходер Рассказ «Девочки в лесу» Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и положила в сумку. - Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге:______________________________ (По В.А. Сухомлинскому). Вопрос детям: - Что по-вашему, ответила Лида и почему? Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес». В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша. Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло. Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами. Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля. Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка. Что Паша сделал неправильно? Медведица Ангелина остановила сына: – Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи! – Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его! Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок? – Шмель цветок не сломает! – возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, – большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком. – Ладно, – согласился Паша, – не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед собирают! – Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. – Можно я нарву букет? Можно ли рвать в лесу цветы? – Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут. – Это тоже цветок? – спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке. – Это летающий цветок! – удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька. – Это не цветок, а бабочка! – объяснила мама. – Давай ее поймаем, – предложил Паша сестре. – Давай! – обрадовалась Даша. Можно ли ловить бабочек? Почему? Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли. – Не нужно обижать бабочек и стрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят. – Что это за куча такая? – удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок. – Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! – решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его: – Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама. – Конечно, нет! – дружно закричали Даша и Паша. – Тогда и вы берегите чужие дома, – сказала Ангелина. Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда. – Муравьи – очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, – объяснила мама. Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться. – Запомните, что лес – это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает! Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились. Вопросы. Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля? Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы? Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз? Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи? Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица? Приложение №7 Дидактическая игра «Так бывает или нет?» Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: - Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»... Дидактическая игра «Какое время года?» Дидактическая задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года. Дидактическая игра «Где что можно делать?» Дидактическая задача: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке? Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» Дидактическая задача: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая... Пальто - теплое, зимнее, новое, старое... Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая... Дом - деревянный, каменный, новый, панельный... Дидактическая игра «Закончи предложение». Дидактическая задача: учить дополнять предложения словом противоположного значения. Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением. Сахар сладкий, а перец - ... (горький). Летом листья зеленые, а осенью... (желтые). Дорога широкая, а тропинка ... (узкая). Дидактическая игра «Что сажают в огороде?» Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание. Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры. - Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д. Дидактическая игра «Дети и волк». Дидактическая задача: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения. Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят: Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали... Землянику собирали. И глазища засверкали... Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте, И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте! Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала. Дидактическая игра «Что это за птица?» Дидактическая задача: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам. Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа. Дидактическая игра «Брать - не брать ягоды». Дидактическая задача: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания. Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки верх. (Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.) Дидактическая игра «Где что растет?» Дидактическая задача: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет - дети молчат. -Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин. Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: -Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна. В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев. Приложение №8 Физкультминутка «Три медведя». Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку). Папа был большой-большой (поднимают руки над головой). Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди). А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают). С погремушками ходил Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь (дети имитируют игру с погремушками). Физминутка «Белочке не лень». Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день. С одной ветки, прыгнув в лево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень. Физминутка «На болоте две лягушки». На болоте две лягушки, две зеленые подружки, Утром рано умывались, полотенцем растирались, Ручками хлопали, ножками топали, Вправо влево наклонились и обратно возвращались, Вот здоровья в чем секрет. Физминутка «Зайка». Движения выполняются по ходу стихотворения. Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз. На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз. Физкультминутка «Мы листики осенние». Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (присесть) Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть) Физминутка «Овощи» В огород пойдем, Маршировать на месте. Урожай соберем. Идти по кругу, взявшись за руки. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты Имитировать, как срезают, таскают, копают. Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками. Щавеля нарвем немножко «Рвут». И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшись за руки.
Список используемой литературы и методических пособий. 1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005. 2. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 200зг 3. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва: Педагогическое общество России, 2000г. 4. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г. 5. Ягоды садовые. Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005г. 6. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г. 7. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 2004г. 8. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г. 9. Гризик Т.И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет.: метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г. 10. Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г. 11. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003. 12. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г. 13. Дрязунова В. А.. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил. 14. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г. 15. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г. 16. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г. 17. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.